Техническая литература
Библиотека студента  

Анонсы новостей

Секреты мастерства
Цементный раствор, виды, свойства, область применения

Листовая штамповка

ЧИСТОВАЯ ВЫРУБКА И ПРОБИВКА
Схемы чистовой вырубки
Зачистка
Перетяжные ребра и зазоры.
Схема штампа с комбинированной матрицей, для вытяжки высокой квадратной коробчатой детали
ОСОБЕННОСТИ ВЫТЯЖКИ АВТОКУЗОВНЫХ ОБЛИЦОВОЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ
ВЫТЯЖКА ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ С УТОНЕНИЕМ СТЕНКИ
Схема штампа для вытяжки с утонением
ВЫТЯЖКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ ПЛАСТМАСС
СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ВЫТЯЖКЕ
Особые способы отбортовки
ОБЖИМ ПУСТОТЕЛЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗАГОТОВОК
РЕЛЬЕФНАЯ ФОРМОВКА ЛИСТОВЫХ ЗАГОТОВОК
ФОРМОИЗМЕНЕНИЕ КОЛЬЦЕВЫХ ЗАГОТОВОК СЕКЦИОННЫМИ РАЗЖИМНЫМИ ПУАНСОНАМИ
СОВМЕЩЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ФОРМОИЗМЕНЯЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ В ОДНОМ ШТАМПЕ
Штамп для изготовления тройника из трубчатой заготовки
Штамп для вытяжки с нагревом зоны пластической деформации
ПУЛЬСИРУЮЩАЯ ВЫТЯЖКА
ШТАМПОВКА ВЗРЫВОМ
Штамповка взрывом крупных и средних деталей
Штамповка взрывом газовых смесей
ЭЛЕКТРОГИДРО ИМПУЛЬСНАЯ ШТАМПОВКА
ШТАМПОВКА ИМПУЛЬСОМ МАГНИТНОГО ПОЛЯ

Изготовление штампов

Профилирование методом копирования
Электроэрозионный станок «Agiecut DE1W 15» с программным управлением и блоком коррекции программ
Пластмассы в изготовлении штампов
Изготовление направляющей поверхности съемника
Использование пластмасс при изготовлении блока штампов
Порядок выполнения слесарных работ при сборке штампа
Особенности изготовления гибочных штампов

    
ОСОБЕННОСТИ ВЫТЯЖКИ АВТОКУЗОВНЫХ ОБЛИЦОВОЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ

К деталям наружной облицовки кузова автомобиля относятся: панель капота, панель переднего ветрового стекла, панели дверей, крыша и другие им подобные детали. Своеобразие формы этих деталей, определенная общность построения технологического процесса штамповки, специфичность технических требований объединяют их в обособленную группу. При изготовлении облицовочных деталей используют отрезку, вырубку, пробивку, гибку, формовку и другие операции. Однако главной операцией, определяющей возможность их изготовления, является вытяжка. Основной критерий оценки технологичности облицовочных деталей — относительная глубина (глубина вытягиваемой полости при требуемых поперечных размерах). Одна из особенностей штамповки облицовочных деталей заключается в том, что их необходимо изготовлять не более чем за одну операцию. Это объясняется высокими требованиями, предъявляемыми к качеству поверхности облицовочных деталей, особенно легковых автомобилей. А при многопереходной вытяжке появляются следы и отпечатки на поверхности панели от предыдущих операций штамповки. Вытяжку облицовочных панелей, как правило, осуществляют на прессе двойного действия, внешний ползун которого обеспечивает достаточно большую силу прижима заготовки. Кроме того, конструкция прессов двойного действия позволяет применять штампы для вытяжки с матрицей, закрепляемой на нижней плите, что облегчает установку заготовки в штамп. К числу преимуществ прессов двойного действия относится также возможность регулирования силы прижима на отдельных участках фланца вытягиваемой детали. Условия втягивания заготовки в матрицу при вытяжке неодинаковы на различных участках ее контура. В связи с этим условия втягивания заготовки в матрицу изменяются от силы прижима заготовки, выполненных перетяжных ребер и перетяжных порогов, которые, как при вытяжке коробчатых деталей, создают дополнительное сопротивление перемещению заготовки под прижимным кольцом, способствуют разглаживанию образующихся при вытяжке складок. При проектировании штампов для вытяжки место расположения и число реберопределяют ориентировочно и окончательно уточняют в процессе отладки штампа. Существенное влияние на качество поверхности вытягиваемых деталей (отсутствие складок) оказывает технологический припуск, служащий для удержания заготовки под прижимным кольцом в процессе вытяжки. Его ширина и другие размеры зависят от формы детали, толщины заготовки, конструкции перетяжного порога и пр. Чем шире припуск, тем меньше складкообразование детали при вытяжке, при этом расход металла увеличивается. Для уменьшения припусков при изготовлении неглубоких пологих деталей применяют штамповку растяжением-обтяжкой. Сущность этого способа в том, что листовую заготовку жестко закрепляют в штампе только по двум противоположным кромкам. При этом формоизменение происходит как вследствие втягивания заготовки в матрицу, так и вследствие пластического двухосного растяжения при обтягивании ее по пуансону. Практическое применение данного способа штамповки дает экономию металла в 10—15 % из-за уменьшения ширины припуска (30 мм вместо 50—50 мм при обычной вытяжке) и уменьшения размеров заготовки вследствие уменьшения толщины заготовки при растяжении. Кроме экономии металла, штамповка растяжением с обтяжкой позволяет использовать прессы простого действия вместо прессов двойного действия и устранять хлопуны на пологих участках детали в результате уменьшения упругих деформаций [11]. Схема штампа для растяжения с обтяжкой показана на рис. 8.45, а. Теоретические и экспериментальные исследования штамповки растяжением с обтяжкой развиты в трудах А. Д. Матвеева и его сотрудников. Ряд облицовочных деталей, а именно: наружная панель двери, задняя часть крыши грузового автомобиля, внутренняя панель задней двери и пр. имеют проемы («выштамповки»), донная часть таких выштамповок образуется из-за локального утонения заготовки, при этом в очаге деформации возникают растягивающце напряжения, способные вызвать появление трещин. Для создания условий, при которых часть металла из дна перетягивается в стенки, в дне предусматривают технологические вырезы (окна) вблизи наиболее напряженных участков детали (угловые участки проемов и пр.) (рис. 8.45, б). Вырезку окна выполняют по незамкнутому контуру (надрезка), при этом отход от заготовки не отделяется и удаляется из штампа вместе с деталью. Форму и размеры технологических вырезов уточняют при испытании и отладке штампа. Ряд облицовочных деталей имеют только три боковые стенки, некоторые из них парные (правая и левая), например, декоративная накладка крыла автомобиля «Москвич». Такого рода детали, при условии что их изготовляют из бгали одинаковой толщины одной и той же марки, при приблизительно равных поперечных размерах (или одного из них) целесообразно штамповать за один переход. Такой способ штамповки позволяет экономить металл вследствие уменьшения припусков и повысить, минимум, вдвое производительность труда.

Один из основных вопросов разработки технологического процесса штамповки облицовочных деталей — выбор пространственной ориентации их в штампе. При его решении необходимо учитывать возможность ввода в полость детали пуансона для вытяжки и съема детали с пуансона, получение требуемой глубины полости за один переход, обеспечение благоприятных условий прижима заготовки, максимальной контактной площади пуансона и заготовки в начале вытяжки и пр. Процесс вытяжки сложных по форме крупногабаритных деталей теоретически исследован недостаточно, поэтому большое значение приобретает обобщение практического опыта, накопленного передовыми отечественными и зарубежными автозаводами.